Вторник, 19.03.2024, 13:11
Приветствую Вас, Гость
Физкультурная страничка
 
Страницу ведет педагог по физическому воспитанию Куклина Ольга Геннадьевна
 

Дошкольники с нарушениями речи, посещающие наш детский сад - неоднородная группа, как по причинам развития, так и по характеру речевых расстройств. Однако для большинства характерно наличие следующих особенностей псих-физического развития: снижены внимание, восприятие, вербальная память, продуктивность запоминания, а также наглядно-образное мышление, нарушение общей и мелкой моторики, координации движений, низкий уровень физической подготовленности. В связи с этим, очевидно, что дети с речевым недоразвитием нуждаются в коррекционных мероприятиях, основным содержанием которых являются не только активизация речевой и психической деятельности, но и оптимизация физического развития.

Основные направления и задачи коррекционно-развивающей работы  в процессе физического воспитания 

Задачи оптимизации физического развития.

1. Способствовать увеличению двигательной активности и предупреждению неблагоприятного воздействия условий учебной деятельности на психофизическое состояние детей.

2. Способствовать расширению базы двигательных умений и навыков.

3. Способствовать коррекции общей моторики.

4. Развивать способность к согласованию движений и речи ребенка в определенном ритме.

5. Способствовать повышению работоспособности.

Задачи оптимизации психического развития.

1. Совершенствовать эмоционально-волевые, интеллектуальные и мотивационные основы личности.

2. Активизировать познавательную деятельность.

3. Стимулировать проявления творческих способностей.

4. Совершенствовать наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений.

5. Развивать звуковое и зрительное внимание.

Задачи активизации речевой деятельности.

1. Стимулировать словесную регуляцию при выполнении физических упражнений.

2. Расширять словарный запас.

3. Автоматизировать звукопроизношение.

4. Обучать движению пальцев кистей рук в соответствии с темпом и ритмом стихотворных текстов.

5. Совершенствовать темп и ритм движений рук в упражнениях с речевым сопровождением.

Средства коррекционно-педагогического воздействия в процессе физического воспитания 

В настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. В связи с этим в коррекционную работу нами были включены упражнения, обеспечивающие формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук.

Коррекция нарушений моторного развития детей осуществляется путем специальных упражнений направленных на нормализацию мышечного тонуса, развитие статической выносливости, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминания серии физических упражнений, развитие быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма.

Повышенная возбудимость, расторможенность поведения, эмоциональная нестабильность, неспособность сконцентрировать внимание регулируются путем использования игр и игровых упражнений разной интенсивности и направленности, создания образов движения, позитивной мотивации, ситуации успеха, поощрения.

Специально подобранные, как правило, малоподвижные игры и упражнения с речитативами, согласованные с  логопедом, способствуют формированию фонематического слуха, артикуляции, словарного запаса.

Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра типа «Поезд», «Самолет», может проходить по типу игр-инсценировок («Теремок»). Возможно проведение подвижных бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном, скакалками). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, формируют игровые навыки, совершенствуют компоненты речи, поощряют творческую активность детей.

Общеразвивающие упражнения помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформации опорно-двигательного аппарата.

Упражнения фитбол-гимнастики приучают детей регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно. Кроме того, дети получают представление о силе, скорости, ритме, амплитуде движения.

Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые стимулируют выполнение задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто ускорен, или, наоборот, замедлен. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со стихами, которые активизируют артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедических детских садов.

Использование фитболов способствует развитию точности движений, способности к равновесию, динамической и статической силы.

Дыхательные упражнения являются прекрасным средством развития межреберных мышц, диафрагмы, мышц живота, содействующих более глубокому дыханию.

Детям с речевыми расстройствами необходимо выполнять как дыхательные упражнения, так и звукоречевую гимнастику.

Упражнения с произнесением звуков на выдохе рефлекторно уменьшают спазм гладкой мускулатуры бронхов. Вибрация их стенок при звуковой гимнастике действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани. При произнесении звуков вибрация голосовых связок передается на легкие, трахею, бронхи и от них на грудную клетку, что имеет колоссальное значение, как для коррекции логопедических проблем.

 

 
 
Вы можете задать вопрос и получить консультацию специалиста по вопросам физического воспитания
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *: