Инновационное образовательное учреждение
"Детский сад - начальная школа для детей с нарушениями речи"
В 2001 году наш детский сад перешел на новый уровень экспериментальной работы. Мы открыли начальные классы на базе нашего детского сада. Была проведена большая подготовительная работа: отремонтированы помещения под классы, закуплена мебель, учебники, разработаны и адаптированы образовательные программы. В наш коллектив пришли новые педагоги.
Проект "Начальная школа для детей нарушениями речи" был ориентирован на обеспечение успешной адаптации детей с нарушениями речи в условиях массовой общеобразовательной школы. За период работы над проектом было сделано два выпуска детей в средние классы школы. Работа над проектом завершена в 2006 году.
Руководитель
Аванесян Рузанна Давидовна
Научные консультанты
Мосина Антонина Васильевна к. п. н, РГПУ им. А.И. Герцена
Сумченко Галина Михайловна, к.пс.н., логопед ГМППК
Участники:
Учителя-логопеды - Белоусова Светлана Васильевна, Корсак Мария Сергеевна, Голованова Дарья Сергеевна
Учителя младших классов - Белоусова Светлана Васильевна, Малых Оксана Васильевна
Воспитатели - Шарова Наталья Владимировна, Лебедева Анна Сергеевна
Учитель физкультуры - Матвеева Наталья Назимовна
Учитель музыки - Калинина Людмила Васильевна
Учитель рисования - Румянцева Ирина Борисовна
Психолог - Боярчук Надежда Михайловна
Цель проекта
- Разработка и апробация модели инновационного образовательного учреждения для детей с проблемами речевого развития (дошкольное и начальное звено образования).
- Создание компенсационной образовательной среды для детей с проблемами речевого развития, максимально приближенной к реальной среде массовой начальной школы.
Объект
исследования
Коррекционно-воспитательно-образовательное учреждение
нового типа в системе непрерывного образования.
Предмет
исследования
Психолого-педагогический процесс в образовательном
учреждении нового типа в звене «сад-школа».
Создавая Начальную школу мы придерживались следующей гипотезы:
Компенсационно-образовательную среду в рамках
инновационной образовательной модели удастся создать как целостную систему,
направленную на эффективное решение задач развития детей с проблемами речи, в
том случае, если:
- Обоснованы сущность, место и роль компенсаторно-образовательной среды в социальной адаптации детей в звене «детский сад-школа»;
- Установлены приоритеты и взаимосвязь между целями, содержанием и технологиями, процесса дошкольной и начальной образовательной программы;
- Образовательная среда способствует адаптации детей к новым условиям в условиях новой для них учебной деятельности в начальной школе;
- Разработана система сопровождения, которая носит диагностико-коррекционный характер со стороны всех субъектов учебной деятельности (педагоги, психологи, логопеды, родители);
- Образовательная среда выходит за рамки образовательного учреждения и максимально способствует социализации детей в обществе.
В ходе реализации проекта "Начальная школа для детей с нарушениями речи" нами были получены следующие результаты:
- Изучено состояние проблемы создания компенсаторной образовательной среды для детей с проблемами в речи в психолого-педагогической теории и практике современной начальной школы.
- Выявлены проблемы речевого развития и степень готовности к обучению в начальной школе каждого ребенка на этапе поступления в первый класс на базе «Психолого-педагогического Центра по социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи».
- Определены сущность, место и роль образовательной среды в адаптации детей к новым условиям в рамках учебной деятельности.
- Разработана образовательная программа начальной школы на основе принципа преемственности с дошкольной образовательной программой.
- Разработана система диагностико-коррекционных методик на всех этапах сопровождения развития с целью определения уровня готовности к обучению в массовой школе.
- Установлены партнерские отношения и взаимодействие, согласованное с начальной школой общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, расширяющих образовательную среду.