Вторник, 12.12.2017, 11:12
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рекомендации специалистов

Использование сказок в работе с неговорящими детьми

Использование сказок

в работе с неговорящими детьми

По материалам Сизовой О.Б.

 

Русские народные сказки – это поистине уникальные тексты. Помимо народной мудрости, изложенной в простых сюжетах, эти тексты представляют собой единственное в своем роде пособие, помогающее маленькому ребенку осваивать родной русский язык. Тексты сказок передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Именно эта многовековая «цензура» позволила сохранить те особенности сюжетов, модели фраз, речевые обороты, которые интересны маленьким слушателям, которые дети могли и хотели повторить, усвоить. То, что не вызывало интереса детей, само собой исчезало из текста, а сохранялось лишь по-настоящему ценное, соответствующее возрасту и способствующее развитию детей. Именно поэтому в сказках герои – интересные для детей домашние и дикие животные с живыми человеческими характерами, и эти характеристики переданы яркими эпитетами, рифмованными и забавными: «зайчик-побегайчик», «волк-зубами щелк». Сюжет развивается циклично, повторяется одно и то же действие до тех пор, пока не будет достигнут результат – и многократно повторяются речевые обороты, наиболее доступно для малыша описывающие эти действия: «бил-бил – не разбил»; «тянут-потянут – вытянуть не могут». Наконец, многочисленные ритмизированные, рифмованные рефрены-припевки, песенки героев самим своим строем заставляют ребенка подхватить, повторить и запомнить эти чудесные тексты. Поэтому мы используем тексты сказок в работе с детьми, у которых речевое развитие запаздывает. Проверенная веками эффективность простых русских народных сказок и теперь помогает детям заговорить. 

В системе работы используются русские народные сказки: Репка, Курочка Ряба, Аленушка и лиса, Колобок, Маша и медведь, Теремок.

 

1.    СОВМЕСТНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ.

Взрослый рассказывает сказку, ребенок повторяет. Позже в требуемый момент произносит соответствующее звукоподражание, а на следующем этапе слова. Вариант: взрослый читает сказку по тексту, те слова в нем, которые должен произносить ребенок, обозначены рисунками.

Задачи, решаемые при выполнении данного вида работы:

-         обогащение лексического запаса

-         обучение пониманию контекстной речи

-         развитие навыков произносительной речи

-         обогащение       просодики (интонационная выразительность)

-         развитие эмоциональной сферы.

 

Содержание задания для работы с конкретными сказками:

«Репка»:

звукоподражания: ав, мяу, пи, о (удивление при виде большой репы), ох (усилие при вытягивании репки) слова: дед, баба, Оля (имя внучки)

«Курочка Ряба»:

звукоподражания: ко-ко, пи, о, (плачут дед и баба) слова: дед, баба.

«Аленушка и Лиса»: звукоподражания: ау, топ-топ

слова: волк, медведь, лиса, Аленушка (при значительных нарушениях произносительной речи ребенка имя «Аленушка» может быть заменено на более простое по слоговой структуре, например, «Маша»).

«Колобок»

слова: дед, баба, колобок, заяц, волк, лиса, медведь.

«Маша и Медведь»: при изучении этой сказки используется написанный текст, в котором рисунками обозначены слова, произносимые ребенком.

«Теремок»: после знакомства со сказкой со слов взрослого ребенок пересказывает ее по возможности самостоятельно с опорой на иллюстрации и драматизацию с помощью настольного кукольного театра.

 

2.    ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ.

По ходу рассказывания сказки взрослым ребенок должен выставить на стол фигурку того персонажа, который называется в тексте, а затем с помощью этих фигурок обыграть сюжет сказки.

Задачи:

- развитие навыка соотнесения слова с соответствующим материальным объектом

- развитие слухового внимания.

Эти виды работы обычно применяются при первом знакомстве со сказкой

 

3.    СОПОСТАВЛЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ И НАЗВАНИЯ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА С ТЕКСТОМ СКАЗКИ. 

Взрослый рассказывает сказку, ребенок выбирает в соответствии с прозвучавшим названием героя сказки, изображающую этот персонаж фигурку и карточку, на которой написано название персонажа. Фигурки и карточки с названиями персонажей должны размещаться на отдельных подносах, например, фигурки на подносе слева от ребенка, карточки с названиями - на подносе с правой стороны.

Вариант: названия персонажей записаны на карточках лото, ребенок выставляет фигурку персонажа в ту клетку, на которой написано его название.

Задачи:

- развитие навыка соотнесения слова с соответствующим материальным объектом

- развитие навыка соотнесения звучащего слова с его графическим изображением, т.е. обучение глобальному чтению.

 

 

4.    РАБОТА С РИСУНОЧНОЙ СХЕМОЙ СКАЗКИ.

Данный вид работы применяется при изучении сказок со сложным сюжетом, начиная со сказки «Аленушка и Лиса», на 3-4-м занятии по изучению конкретной сказки. Ребенку предлагается рисуночная схема сказки, представляющая собой лист бумаги, на котором каждый из эпизодов сказки обозначен схематическим рисунком; отдельные схематические рисунки соединяются дорожкой, т.к. все сюжеты предложенных сказок описывают передвижение персонажей в меняющемся пространстве. Кроме того, рядом с каждой из схем эпизода изображается несколько пустых прямоугольников, количество которых соответствует количеству персонажей, участвующих в эпизоде.

Работа с рисуночной схемой сказки ведется следующим образом: взрослый рассказывает сказку, подключая к повествованию ребенка в соответствии с его речевыми возможностями. Ребенок находит на рисунке схематическое изображение рассказываемого эпизода и выкладывает на пустые прямоугольники фигурки участвующих в эпизоде персонажей или карточки с их названиями. Важно, чтобы персонаж размещался на прямоугольнике, расположенном в пространстве рисуночной схемы в соответствии с описанием его пространственного расположения в эпизоде (например, прямоугольник, на который следует поместить игрушку или карточку с надписью «Аленушка»- на ветке дерева, прямоугольник для размещения волка, медведя, лисы - под деревом; прямоугольники для размещения деда и бабы — на полу избушки, для колобка - у печки и на подоконнике).

В этом случае взрослый имеет возможность контролировать, точно ли ребенок понимает детали эпизода, или же размещает персонажи по догадке, не вдаваясь в подробности описываемого. Для облегчения выполнения задания на схеме следует использовать прямоугольник, длина которого будет соответствовать длине записанного на карточке слова, таким образом, длина прямоугольников для размещения игрушек или карточек, например, «дед» и «колобок» должна быть заметно различимой.

Задачи:

-         отличие от заданий 1-3, в которых от ребенка требовалось лишь вычленение из контекста отдельных знакомых слов, в предлагаемом виде работы для правильного выполнения необходимо точное понимание всех компонентов сообщения).

-         Совершенствование навыка соотнесения слова с соответствующим материальным объектом и графическим изображением.

-         Развитие абстрактного мышления (навыков работы с графической схемой).

 

5.    СКЛАДЫВАНИЕ ИЗ БУКВ РАЗРЕЗНОЙ АЗБУКИ ЗВУКОПОДРАЖАНИЙ И СЛОВ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ТЕКСТЕ СКАЗКИ.

Ребенку предлагаются буквы (бумажные из разрезной азбуки или лучше пластмассовые из игры «составь слово»), необходимые для составления какого-либо выделенного из текста сказки слова или звукоподражание. При значительных затруднениях взрослый показывает ребенку карточку с соответствующим написанным словом или звукоподражанием, затем ребенок по образу или по памяти складывает требуемое слово или звукоподражание из имеющихся у него букв. После составления слова ребенку предлагается дополнительное задание, направленное на дифференциацию сходных по написанию букв или на установление зависимости семантики читаемого слова от расположения и состава букв при его написании.

Задачи:

-         формирование начальных навыков письма и чтения

-         развитие оптического гнозиса и дифференциации букв.

Содержание задания для работы с конкретными сказками.

«Репка»: выделяется междометие «О!» (удивление при виде большой репы), подбирается соответствующая буква.

«Курочка ряба»: выделяется звукоподражание ПИ (голос мышки), ребенку для складывания предлагается буква И, а также буквы П, Л, Д, ребенок должен отдифференцировать нужную для складывания слова буку П от сходных по облику печатных Л и Д и сложить требуемое слово.

«Аленушка и Лиса»: выделяется междометие АУ, повторяющееся в попевке-рефрене Аленушки. Ребенку выдаются буквы А и У для складывания слова АУ. Далее предлагается сложенное слово оставить на столе, а рядом сложить слово из такой же пары букв, располагаемых в обратном порядке: У А. Затем ребенок получает две картинки: «Аленушка кричит в лесу» и «Плачущий младенец», эти картинки предлагается расположить над соответствующими надписями. Взрослый задает ребенку вопросы: «Где картинка АУ? Где картинка УА?»

«Маша и Медведь» выделяется имя МАША. Ребенку выдаются буквы М, Ш и две буквы А, из которых складывается имя героини сказки. Взрослый читает получившееся слово, ребенок повторяет это слово. Затем ребенку предлагается заменить первую букву А на букву И. Если словесная инструкция непонятна ребенку, то задание объясняется жестами, указывающими порядок расстановки и перестановки букв. Получившееся слово МИША прочитывается Взрослым, ребенок повторяет слово. Далее замененную букву А взрослый возвращает на место (И убирается), а рядом ребенку предлагается сложить слово МИША и затем подставить к надписям МАША И МИША фигурки соответствующих персонажей сказки.

 

6.    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ СЛОВ И ЗВУКОПОДРАЖАНИЙ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ТЕКСТЕ СКАЗОК.

Этот вид работы в структуре занятия обычно применяется непосредственно после работы с разрезной азбукой: в сложенном из отдельных букв слове (например, ПИ) взрослый выделяет и называет букву, соответствующую гласному (И). Ребенку предлагается повторить гласный звук, запомнить его звучание и буквенное обозначение.

Далее взрослый произносит различные речевые звуки, ребенку предлагается внимательно слушать и, только услышав звук (И), поднимать карточку с изображением буквы, соответствующей выделенному для изучения звуку (И).

Позже дети обучаются выделению данного звука на фоне слова из позиций в абсолютном начале под ударением.

Задачи:

- выработка навыка фонематического восприятия, слухо-произносительной дифференциации и выделения гласных звуков на фоне слова.

- описание выше виды работы (пункты 5 и 6)используются на первом занятии по конкретной сказки, на последующих занятиях навыки фонематического восприятия и анализа формируются и совершенствуются.

 

 

7.    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА НА ОСНОВЕ ОБЫГРЫВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ КАЧЕСТВ СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ.

Задачи:

-         развитие артикуляционной моторики ребенка

-         развитие эмоциональной сферы.

Содержание задания для работы с конкретными сказками.

«Репка». Каждому из персонажей сказки приписывается определение движение какого-либо органа артикуляционного аппарата, ярко характеризующее персонаж. Определенное артикуляционное движение соотносится с фигуркой соответствующего сказочного действующего лица, чтобы впоследствии демонстрация фигурки персонажа стимулировала ребенка к выполнению этого конкретного артикуляционного движения.

 

Комплекс 1.

дед - надуть щеки

баба - вытянуть губы «трубочкой»

внучка - растянуть губы в улыбке

жучка - высунуть язык

кошка - облизать губы языком

мышка — поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы.

Подобное предъявление материала облегчает в дальнейшем инструктирование по выполнению задания для ребенка с нарушенным пониманием речи.

 

Комплекс 2.

Данный комплекс полезен для выработки навыка переключения движений артикуляционного аппарата. Две фигурки сказочных персонажей предъявляются попеременно, ребенок в соответствии с показом выполняет артикуляционные движения.

 

Баба - внучка («трубочка» - «улыбка») Внучка - мышка («улыбка» - верхнюю губу поднять») Дед - Жучка («надуть щеки» - высунуть язык). Далее фигурки сказочных персонажей меняются местами или предъявляются    в ном порядке, ребенку предлагается выполнить комплекс из тех же артикуляционных упражнений; но    уже    в    соответствии    с    предъявленными новым расположением фигурок.

«Курочка ряба». Взрослым изготавливаются четыре карточки с изображением мышки, на каждой из карточек разное пространственное положение хвоста мышки показывает направление требуемого от ребенка движения языка. Ребенку демонстрируется карточка и предлагается выполнить соответствующее движение языком. Далее предъявляются две карточки попеременно и ребенок выполняет соответствующий комплекс артикуляционных движений.

 

8.       СОСТАВЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЛОВ ИЛИ ЗВУКОПОДРАЖАНИЙ ИЗ ТЕКСТА СКАЗКИ.

Слова, обозначающие персонажей сказки, включаются в грамматические конструкции (глагольные словосочетания) с глаголами в повелительном наклонении и именные словосочетания с прилагательными.

Задачи:

-         развитие грамматического строя речи (составление словосочетаний и простых нераспространенных предложений)

-         обогащение лексического запаса

-         совершение навыка глобального чтения.

Содержание задания для работы с конкретными сказками.

«Курочка Ряба»: используются карточки с написанными звукоподражаниями - названиями персонажей сказки (ПИ, КО) и глаголами движения: СТОЙ, ЛЯГ, ИДИ. Субъект (звукоподражание ПИ или КО) и предикат (глагол ТОЙ, ЛЯГ или ИДИ) выбирается среди карточек, разложенных лицевой стороной вниз. Выбранные карточки с записью звукоподражания и глагола выкладываются рядом (например: КО ИДИ). Составленное таким образом словосочетание ребенок должен прочитать (например: «Ко, иди!») и затем с помощью фигурки персонажа выполнить соответствующее движение (продвинуть по столу, уложить или поставить фигурку).

«Аленушка и Лиса»: используются фигурки и карточки с названиями персонажей сказки (АЛЕНУШКА, МЕДВЕДЬ, ВОЛК, ЛИСА) и карточки с написанными прилагательными: БОЛЬШОЙ и МАЛЕНЬКАЯ.

Сначала предлагается разложить фигурки персонажей на две  группы.  Аленушку  и  Лису  приставить  к карточке

-         обогащение лексического запаса

-         формирование грамматического строя речи (составление словосочетаний и простых распространенных и нераспространенных предложений)

-         совершенствование навыка глобального чтения.

МАЛЕНЬКАЯ, волка и медведя к карточке БОТЛЬШОЙ, Затем к каждой из фигурок подкладываются карточки с их названиями, далее эти карточки поочередно выкладываются в ряд с соответствующим прилагательным, и полученные словосочетания «прочитываются» ребенком например: «лиса маленькая». «Колобок».

 

Задание 1: используются фигурки и карточки с названиями персонажей сказки (КОЛОБОК, ЗАЯЦ, ВОЛК, МЕДВЕДЬ) и карточки с написанными прилагательными БОЛЬШОЙ и МАЛЕНЬКИЙ. Работа проводится аналогично описанию заданий к сказке «Аленушка и Лиса».

 

Задние 2: используются карточки с названиями персонажей сказки (КОЛОБОК, ЗАЯЦ, ВОЛК, МЕДВЕДЬ, ЛИСА) и карточки с написанными глаголами движения: СТОЙ, ИДИ, ЛЯГ, ПРЫГАЙ, Работа проводится так же, как описано в задании к сказке «Курочка Ряба». При составлении словосочетания с глаголом ПРЫГАЙ ребенок имитирует подпрыгивание фигурки персонажа на поверхности стола.

 

9.       СРАВНЕНИЕ  И ЭЛЕМЕНТАРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ.

Сравнение одинаково называющихся персонажей различных сказок по выполняемым ими действиям.

Задание предлагается ребенку после того, как изучено несколько сказок, действующими лицами которых являются одинаково называющиеся персонажи.

Ребенку предлагается вспомнить, что делали персонажи в каждой из трех или четырех изученных сказок.

Используются фигурки и карточки с названиями персонажей, большие листы, на каждом из которых имеется название определенной сказки и рисунок - символ, обозначающий суть сказки, а также отдельные карточки с надписями - глаголами, соответствующими действиям одинаковых персонажей в каждой из изученных сказок.

Взрослый предлагает название персонажа, а затем прочитывает глагол на одной из карточек - ребенок должен положить эту карточку на лист с символом той сказки, в которой данный персонаж совершает названное взрослым действие. Затем, когда все карточки с глаголами разложены, на листе с символом сказки совмещается карточка с названием персонажа и карточка с глаголом, например, ДЕД и БАБА тянут-потянут. Прочитывается полученное простое двусоставное предложение или предложение с прямой речью, например: «Медведь: «Съел!» (в сказке «Колобок»).

Предложения могут распространяться с помощью картинок в соответствии с речевыми возможностями детей, например: к карточкам с существительным и глаголом ЗАЯЦ ЖИЛ подставляется карточка с изображением теремка. Ребенок должен произнести: «Заяц жил в теремке.» (взрослый может помочь ребенку озвучить слово «теремок» в нужном падеже, задав вопрос «Где?»).

Задачи:

- развитие аналитико-синтетического мышления

Содержание задания для работы с конкретными сказками.

«Репка», «Курочка Ряба», «Аленушка и Лиса».

Оборудование: фигурки деда и бабы, карточка ДЕД И БАБА или две карточки: ДЕД, БАБА, листы с надписями и рисунками - символами: РЕПКА (рисунок репки), КУРОЧКА РЯБА (рисунок лисы). Карточки с глаголами, карточки с изображениями слов для распространения предложений «репка» ТЯНУТ-ПОТЯНУТ (рисунок репки)

 

Категория: Рекомендации специалистов | Добавил: Белоусова (08.01.2013)
Просмотров: 1910
Всего комментариев: 0
avatar